Индивидуальные особенности нервной системы можно обнаружить при внимательном наблюдении за поведением вашего ребенка. Сила эмоций ребенка, переход от сна к бодрствованию, стратегия общения с другими детьми и многое другое объясняется особенностями нервной системы.Задумывались ли вы, почему у одних детей черты характера формируются легче, чем у других детей? Могут ли быть требования ко всем детям одинаковыми? В этой статье мы рассмотрим с вами 4 типа высшей нервной деятельности (или темперамента) и выделим рекомендации для родителей и учителей по взаимодействию с ребенком.
1.Холерик или возбудимый ребенок.
Ребенок-холерик характеризуется вспыльчивостью, самоуверенностью и стремительностью, мгновенным принятием решений, непродуманностью действий. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, склонен к резким переменам настроения. Ребенок-холерик – решителен, настойчив, бесстрашен, любитель приключений.
Также холерику свойственны бурные проявления чувств, легкий переход от состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается. Вспыльчив, шумлив, говорит громко, подвижен, активен. Дети данного темперамента быстро сходятся с другими детьми.
Так как у таких детей возбуждение сильнее торможения, мы рекомендуем родителям исключить из обстановки все, что может вызвать возбуждение (например, громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми, большие компании). Также необходимо соблюдать установленный режим. Игры с конструктором, крупным и мелким строительным материалом (ЛЕГО), занятия с картинками, лото, рисование, лепка укрепляют процессы торможения. Не злоупотребляйте просмотром телевизора. Очень важно замечать и поощрять любые проявления сдержанности: «Как хорошо ты сегодня играл – тихо, спокойно». Замечания по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Ты огорчил нас» и т.д.
2. Меланхолик или ребенок со слабой нервной системой.
Меланхолика обычно называют впечатлительным, малоактивным и нерешительным. Он не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает. Такой ребенок редко смеется, а шумные дети его утомляют. Внешне меланхолик не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы. Он долго помнит обиды и глубоко их переживает. Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются. Несмотря на свою замкнутость и медлительность, ребенок-меланхолик отзывчив и чуток.
Возможные ошибки взрослых с ребенком-меланхоликом:
1. Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.
2. Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, взрослые еще больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.
Рекомендации взрослым: Общаясь с меланхоликами, мы рекомендуем постепенно приучать их к играм вдвоем, приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях.
Необходимо приобщать его к самостоятельности, так как слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе. В силу того, что ребенок-меланхолик очень внушаем, нетрудно вселить в него уверенность. Говорить с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.
3. Флегматик или медлительный ребенок
Флегматика отличает среди других типов темперамента медлительность, усидчивый и внешнее спокойствие. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства дети-флегматики аккуратно складывают игрушки и одежду. Но если что-то нарушает привычный распорядок дня, ребенок-флегматик ярко проявит свое недовольство.
Возможные ошибки родителей:
- не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами, гораздо проще просто начать раньше;
- не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
- не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами;
- наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.
Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.
Рекомендации родителям:
Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать, ведь он от этого еще больше затормаживается. Окрики рождают неуверенность. В связи с тем,что ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям, занимаясь спортом. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень. Постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом, чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в деятельность ребенка вносить элементы соревнования. Например: «быстрее оденешься – не опоздаем в цирк.» и т. д.
4. Сангвиник или спокойный ребенок
В детстве это ребенок-солнце. Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым. Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. С таким ребенком родителям легко: он быстро засыпает и легко просыпается, дружелюбен и любознателен. Умеет в играх и подчиняться, и руководить. . Задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных действий.
Возможные ошибки родителей:
Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.
Рекомендации родителям:
Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования – строгие и постоянные.
Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента – основа будущего характера, а характер – это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках.
|